Мини-сплав. Водный поход по реке Деме

/ Просмотров: 3521

Наш ковчег плывет дальше

После сплава по реке Зилим в этом году у многих из нас осталось чувство, что мы недокупались, недополучили свою порцию солнечного тепла, загара. Ведь погода в июле месяце не баловала нас. Было дождливо, ветрено и сыро. Разве что несколько денечков из почти двухнедельного сплава порадовали нас теплым солнышком.

Поэтому возникло предложение в выходные дни 9-10 августа сплавиться по реке Дёме от окрестностей Чишмов до деревни Михайловка в окрестностях Юматово с одной ночевкой.

В Чишмы прибыли уже к полудню. Начало сплава – чуть южнее, в селе Горный, что за Кара-Якупово. Вот и старенький мостик через Дёму, здесь начало нашего сплава. День солнечный, яркий, и сюда пришли купаться местные жители и приезжие. Пока подготавливали рафт для сплава, прикатили местные мальчуганы на мопедах искупаться в заводи возле моста. Другие отдыхающие на берегу реки удивлялись картине: на глазах появились рафт и резиновые лодки, а пока наши детишки плескались в прибрежной заводи, лодки набили грузом, и вот дана команда занять свои места. Маленькая флотилия тронулась в путь.

Вскоре к нам примкнула стайка гусей, и пару километров они плыли за нами. Видимо, они воспринимали нас за большого главного гуся. Но все же обман был раскрыт, и на одном из виражей сопровождающие нас водоплавающие пристали к берегу, чтобы набраться сил для обратного пути против течения. Не позавидуешь, хотя, может быть, им не привыкать.

Пейзажи поймы Демы весьма живописны. Среди густых прибрежных зарослей нередко попадаются вековые тополя. Стволы некоторых деревьев наклонены низко к воде, а местами упавшие в воду деревья лежат на дне реки и лишь некоторые ветви и коряги опасно торчат из-под воды. Вот тут-то и нужно быть начеку. Впрочем, течение реки спокойное, и обходить такие препятствия не составляет особого труда.

Иногда к берегам подступают открытые участки с полянами и полями, за которыми вдалеке можно увидеть отдельные домики деревушек, садов и селений, попадающихся через каждые 5-6 км. Проплыли мимо старого детского лагеря. Места тут были самые красивые и дружелюбные.

Часто по пути встречаются отдыхающие – на автомобилях, рыбаки, любители однодневного отдыха и те, кто приехал сюда с ночевкой в палатках. По-видимому, не одни мы нуждались в отогревании от холодного июля. Практически все удобные пляжи и выходы к реке были заняты отдыхающими, которые провожали нас удивленными взглядами. Не каждый день встретишь в этих местах сплавляющихся «зайцев с дедом Мазаем» - так наш плот прозвал кто-то на берегу. Действительно, среди нас были многодетные семьи, и наша лодка издали казалась «облепленной» детишками разных возрастов – от годовалого ребенка до подростков.

На ночевку остановились на высоком берегу. И тут детям можно было поиграть в активные игры, пока взрослые хлопотали по обустройству лагеря и приготовлению еды. Палатки установили между рекой и полями. После вкусного и сытного ужина – отдых и раздолье. Хочешь иди спать, а хочешь – слушай песни под гитару у костра или веди разговоры за жизнь да за правду.

Когда последние хранители огня отправились спать, то увидели во тьме два горящих глаза. Посветили фонариком и испугали маленького лисенка. Хоть места и не столь удаленные от человеческого жилья, но такая живность здесь водится.

Утром увидали в поле пасущихся лошадей, и туда побежала детвора. Пастух позволил покататься на объезженной лошади. Покатали детей. Затем завтрак – как всегда, каша. Для тех, у кого весло уже приклеилось к рукам – весьма замечательная еда. Напоследок убрали оставшийся мусор – и свой, и не свой, что смогли сожгли в костре, что не смогли – забрали с собой, утилизировать в городских условиях. Похвастаемся: оставили после себя поляну чистой и ухоженной, что и вам всем советуем, дорогие читатели и любители всевозможного отдыха. Земля – наш дом, а в доме, как известно, стараются жить чисто, поддерживая порядок.

Все на борт! Отдать концы! Отчалили. Река все так же сильно петляет. Можно по ней проплыть пять километров, а по суше пройти всего один – настолько круты и часты зигзаги тихой реки Дёмы. Кто-то даже пошутил, что на одной из больших излучин реки, можно выйти на сушу и пронести наши корабли несколько сотен метров и снова выйти на воду, сократив тем самым несколько километров. Но, конечно же, такие героические поступки мы оставили в теории. Уж больно тяжела наша ноша, а «дедов Мазаев» не так-то и много.

За неимением достаточного времени основное купание зайцев и их извозчиков производилось, можно сказать, «на лету». Не останавливая наш рафт, дети резво барахтались вокруг лодки, играли в «догоняшки» и «обливалки». Порция воды доставалась и рулевым и загребным «дедам Мазаям». Нам повезло, что воды в Дёме было достаточно. Наверное, обилие дождей в предшествующий период дало о себе знать. Впрочем, один раз удалось остановиться для купания на песчаном берегу, чудом не занятом кем-либо из матрасников. Теплая вода, мягкий песок, неторопливое течение реки, счастливые детские крики – что может быть лучше? И даже устрашающий вид медведки, зарывающейся в песок, не смог испугать наших детишек.

Ну вот, вскоре и показались домики Алкино. Не за горами и Новомихайловка. Наше водное путешествие близилось к завершению. В самом конце пути проплывали мимо обширного пляжа, забитого «до отказа» любителями плавания и загара. Это весьма популярное место не только у жителей окрестных селений и садов, но и у всех, кто о нем знает. На берегу были весьма удивлены нашей лодкой с детьми. Не всегда встретишь тут сплавляющихся на рафте, набитом доверху детворой. Мы помахали купальщикам и продудели на пионерском горне, и нам ответили улыбками и приветствиями. Возможно, наш пример заразителен, и может быть, кто-то из тех людей задумается и разнообразит свой туристический арсенал и "ареал обитания". Так и ответили мне в комментарии в соцсети на опубликованную фотографию, сделанную в этот момент: «Глядишь, для других ваш пример заразительным станет». А я ответил: «Надеюсь, что многие задумались над этим».

Анвар Ходжаниязов

Комментариев: 0

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.